Принципы и критерии успешной адаптации детей к детскому саду
Принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребёнку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребёнку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.
Принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учёт их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желание и т.д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребёнком, двигаясь прежде всего от ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.
Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.
Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений "семья – учреждение дошкольного образования", взаимодополнений усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот.
Принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.
Принцип анализа и самоанализа (рефлексивный принцип) предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом, за личностным ростом участников взаимодействия.
Для того, чтобы контролировать процесс адаптации ребёнка (детей) к дошкольному учреждению, педагогу-психологу, необходимо ориентироваться в этом на определённые критерии, соответствующие показателям успешности – неуспешности протекания адаптационного процесса. Для понимания критериев педагогу-психологу, воспитателю, родителю необходимо обладать достаточно развитой наблюдательностью и умением анализировать наблюдаемое.
В практике работы с детьми в период привыкания к дошкольному учреждению возможны следующие критерии процесса адаптации:
-
состояние здоровья ребёнка (удовлетворительное или неудовлетворительное);
-
аппетит (хороший или плохой);
-
сон (засыпание быстрое, сон спокойный и крепкий, пробуждение с хорошим настроением или нет);
-
двигательная активность (подвижный, активный или скованный, пассивный);
-
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками (легко идет на контакт, есть интерес к общению, отсутствует агрессивность или контакты затруднены);
-
деятельность (часто занят, даже увлечен, деятельность содержательная, активен в режимных моментах или пассивен и равнодушен);
-
речь (инициативная, ответная или отсутствует);
-
эмоциональный тонус (позитивный или негативный);
-
желание – нежелание идти в детский сад;
-
суждения родителей о состоянии и поведении ребёнка в семье (оптимистичные, заинтересованные или тревожные, негативные).
Для получения объективного и глубокого представления о состоянии ребёнка в адаптационный период необходимо использовать диагностические процедуры. К ним относятся:
-
включённое наблюдение за поведением ребёнка во время игр, занятий, прогулок, приёма пищи и т.д.;
-
игровая диагностика;
-
рисуночные, проективные тесты и тексты;
-
опрос родителей, воспитателей.
Об ухудшении эмоционального состояния ребёнка могут свидетельствовать следующие признаки:
-
плач (часто, без причин);
-
замкнутость;
-
скованность, напряжение, пассивность в поведении;
-
негативное отношение к взрослым, протестное поведение, нежелание с ними контактировать;
-
агрессивное отношение к сверстникам (драчлив, обидчив);
-
нежелание на кого-либо смотреть, вслушиваться в обращение взрослого, реагировать на его уговоры, просьбы;
-
беспорядочное движение рук и ног (суетлив, нервничает);
-
нарушение сформированных умений (не делает то, что умеет);
-
проявление невротических привычек (сосание пальца, раскачивание и т.д.);
-
потеря аппетита (отказ от пищи, возможна рвота);
-
нарушение сна (долго не засыпает, часто просыпается);
-
склонность к частым заболеваниям хронического характера.