Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Народная глиняная игрушка

Дата: 7 декабря 2019 в 01:21

Народная глиняная игрушка

Искусство глиняной игрушки - одно из наиболее древних и традиционных.

Фрагменты глиняных игрушек X - ХШ вв. найдены при раскопках древних городов: Пинска, Волковыска, Гродно и др.

В Беларуси наибольшего развития и распространения изготовление глиняной игрушки достигло в конце XIX - начале XX в.

Игрушки лепили почти во всех гончарных центрах, на рынках и ярмарках рядом с горшками, жбанками, кувшинами и другой глиняной посудой можно было увидеть россыпи ярких разноцветных петушков, барашков, лошадок, уток, кукол, которые были дешевой и доступной забавой для детей.

Изготовление глиняной игрушки в Беларуси не приобрело характера самостоятельного промысла, а сопутствовало гончарству: пока хозяин лепил посуду, хозяйка и дети создавали свистульки.

Глиняной игрушке свойственны четкость и выразительность форм, пластичность, лаконизм, компактность.

Вместе с тем белорусская народная игрушка имеет и ярко выраженные национальные особенности: не расписывается в разные цвета, а покрывается однотонной зеленой, коричневой, желтой, иногда черной глазурью.

Для белорусской глиняной игрушки характерным является также и то, что выразительность фигурок козлов, баранов, коней достигается их позой: энергично вскинутой головой, широко расставленными коротенькими толстыми ножками.

Рассмотрим последовательность лепки народной глиняной игрушки:

Хорошо размятые куски жирной глины, смешанной с песком, скатывают в цилиндры, шарики, потом расплющивают в лепешки, создавая туловище будущей игрушки.

Расплющив кусочек глины в форме оладушки, обворачивают им палец или палочку, заглаживая место стыка, и придают ему форму конуса посредством постепенного уточнения стенок сверху и расширения их снизу.

Подобная конусообразная форма придает глиняной фигурке устойчивость.

Порой народные мастера лепили фигурку из одного куска.

Но часто применяли и другой способ работы: разнообразные детали (голову, шляпу, оборки, оперенье и гребешок птицы) лепили отдельно, затем прикрепляли их к корпусу.

В восточной части Беларуси конь был основным животным, используемым во время сельскохозяйственных работ, поэтому он занимал важное место не только в повседневной жизни, но и в устно-поэтическом народном творчестве белорусов, разнообразных обрядах и обычаях (объезд молодняка, первый выгон лошадей в ночное, начало полевых работ и т.д.). Изображение коня было привычным тотемным знаком, он использовался в качестве оберега.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.