ЛОГОРИТМИКА КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ
ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИЙ РАЗНОГО ВИДА
Письменная речь и устная находятся друг с другом в относительно сложных взаимоотношениях. С одной стороны, они теснейшим образом между собой связаны. Но их единство включает и очень существенные различия. Знаки письменной речи – буквы –обозначают звуки устной речи. В настоящее время отмечается стойкая тенденция увеличения числа дошкольников с нарушениями речевого развития. А у школьников встречаются различные формы нарушения процесса письма. Все эти дети нуждаются в логопедических занятиях по
коррекции речи и профилактике дисграфии. Для устранения нарушений письма необходима единая система коррекционного воздействия, учитывающая механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности детей. Логоритмика – один из методов профилактики дисграфий разного вида. Основа логоритмики – синтез слова и действия в сочетании с музыкой. Организация специальных логоритмических и музыкально-двигательных занятий в детском саду способствует развитию и коррекции двигательной сферы детей, сенсорных про-цессов. Занятия логоритмикой влияют на общий тонус, на мото-рику, способствуют тренировке подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга лиц с расстройствами речи, содействуют устранению речевого нарушения.
Основными задачами логоритмики являются:
- устранять скованность, воспитывать свободу движений,
- учить слушать музыку, различать темпы мелодий,
- формировать правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве,
развивать:
- координацию движений,
- артикуляционный аппарат,
- физиологическое дыхание,
- фонематический слух.
- выразительность, силу голоса,
- мелкую моторику и точность движений.
- психические процессы (внимание, восприятие, мышление, память).
Занятия логоритмикой можно начинать уже с ясельного возраста, как только ребенок начинает произносить слоги. Например, произведения Е. Железновой могут быть полезны молодым мамам в домашних условиях, когда мама держит малыша на коленях, поет простые и понятные ребенку песни, выполняя несложные движения руками малыша. Ребенок начинает ощущать пульс музыки, чувствовать ритмичные движения своих рук в руках мамы, а затем подпевает маме слоги. Начинать заниматься логоритмикой лучше дома, так как необходимо дать малышу возможность спокойно освоить основные движения и научиться слушать музыку.
Включение в работу произведений Анищенковой Е.С. значительно повышает интерес детей к занятиям и развивает их двигательную и речевую активность.
«Кот Василий»
В подполе шуршали мыши,
Кот Василий спал на крыше,
«Не хочу ловить мышей!
Жалко бедных малышей!
Птичек тоже жалко мне!
Съем сметанку я во сне!»
сгибать руки в локтях, совер-шать поочередно действия, имитирующие действия робота или Буратино. Тескт произносить скандировано и четко
«На море»
На море штиль и тишина,
Одна лишь лодочка видна,
Вдруг появляется волна,
Волна прозрачна, зелена,
Качает лодочку она…
совершать руками плавные встречные движения, имити-руя движения рук дирижера в оркестре
В детском саду логоритмическая деятельность построена с соблюдением тематического принципа планирования, подчинена единому сюжету с включением различных игр (речевых, пальчиковых, подвижных). Речевой материал предварительно разучивается воспитателем и учителем-дефектологом. Необходимым условием получения хорошего результата является взаимодействие всех специалистов и родителей.
Речевые, пальчиковые игры, динамические паузы педагоги могут использовать в своей общей образовательной деятельности. Их можно предлагать и родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома. Именно в игре создаются ситуации, которые активизируют речь ребѐнка, обогащают сенсорный опыт.
Логоритмические (речевые) игры – это речевые упражнения, в которых восприятие стиха происходит через зрение, слух, ощущения. Это игры, цель которых развитие правильной речи детей, расширение словарного запаса и изучения грамматики. Ребѐнок одновременно хорошо выполняет сразу несколько дел: выполняет игровые движения палочками, пальцами или руками; проговари-вает текст, используя при этом различные интонации голоса; слушает свою речь, различая тембры голоса; координирует свои движения; организует свои действия с действиями партнѐра по игре, при этом развивает коммуникативные навыки. Вот сколько педагогических задач решается в одной маленькой речевой игре!
Игры с палочками (методика И.Г. Галянт) – один из приемовпрофилактики акустической дисграфии. Игры с палочками развивают фонематические процессы, также решают комплекс педаго-гических задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, чувства ритма, развитием координации движений, мелкой и круп-ной моторики, а также творческих способностей у детей дошкольного возраста. Кроме того, игры с палочками дают возможность интегрировать несколько видов деятельности, что является акту-альным в период дошкольного детства для гармоничного и целостного развития детей.
Игра с палочками «Хвалебная» (И.Г. Галянт)
Это кто у нас хорошенький? стучать одновременно двумя
Это кто у нас пригоженький? палочками по полу
Кто на мамочку похоженький?
Кто на папочку похоженький?
Я хорош и пригож стучать поочередно правой и ле-вой
И на мамочку похож! палочками по полу
Я хорош и пригож
И на папочку похож!
Ритмичные удары палочками подготавливают детей к умению чувствовать метр и ритм музыки. Манипулируя палочками, дети изобретают способы игры, прислушиваются к различному звучанию, тем самым развивая фонематические процессы.
Игра «Делай как я».
Задача: учить детей реагировать на смену движений.
Педагог: «Делай как я».
Варианты игры:
шагать палочками по полу «топ-топ»;
стучать палочками «тук-тук»;
стучать «шляпками» палочек;
стучать основаниями палочек;
перекатывать в ладошках, «греть» палочки;
катать «колбаски» по полу;
стучать палочками над головой;
прятать палочки за спиной.
Педагог не меняет движение, пока все дети не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность детей. Игра может сопровождаться звучанием ритмичной маршевой или танце-вальной музыки.
Развитие фонематических процессов (различение звуков на слух) может также осуществляться на занятиях по слушанию музыки. Ведь можно учиться слушать не только слова, слоги, но и музыку. Например, учиться различать на слух различные тембры, регистры, темпы, жанры. Кроме того, такие занятия можно ус-ложнить, если сопровождать слушание произведения определенными, соответствующими образу движениями и даже слогами, словами.
Дети, слушая «Марш гусей» Б. Канэда, сначала определяют маршевый характер музыки, затем, изобразив двух гусей согнутыми кистями рук, начинают активно, в такт музыки, изображать, как маршируют гуси. Затем можно добавить звуки «га-га» на каждое движение рук. Получится веселая сценка про гусей, которые идут маршем. Это очень нравится детям и одновременно развивает их.
Музыкальные игры – это игры, развивающие чувство ритма, музыкальный слух и память, а также формирующие образное мышление детей и навыки совместного творчества. А сами по се-бе занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотива-ционных систем, ответственных за движение, мышление, память.
Музыкальная игра «Колпак»(И.П.Равчеева)
Нужно прохлопать на текст стихотворения следующий ритми-ческий рисунок:
Колпак, мой колпак,
Треугольный мой колпак,
Если он не треугольный,
То это не мой колпак.
IIПI
ПППI
ПППП
П ППI
При дисграфии полезными могут быть музыкально-ритмические движения (выполнение детьми под музыку определенных движений). Музыка пробуждает у детей светлые и радост-ные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свобод-ных движений, от сочетания музыки с пластикой тела и жестов.
Музыкально-ритмические занятия способствуют развитию пространственных представлений. В такие занятия включаются дви-жения из области физкультуры (основные движения, простейшие гимнастические упражнения, упражнения с предметами, построе-ния – шеренга, колонна, круг). Широко используются элементы из области танца (народные хороводы, парные детские танцы, танцы с игрушками), сюжетно-образные движения (изображаются движения животных, птиц, действия людей и т.д.).
А если в музыкально-ритмические движения (например, в игровую гимнастику Е. Железновой) добавить логоритмику, то занятия становятся более качественными, потому что ребенок, выпол-няя какое-либо движение, проговаривает вслух действие, рифмовку, счет и т.д. Популярностью пользуются комплексы гимнастики Е. Железновой «Поездка в лес», «Воробушки», «Музыкальный магазин» и т.д.
Практика показала, что регулярная логоритмическая деятельность способствует развитию речи детей, развивает сенсорную сферу, двигательную активность, формирует положительный эмо-циональный настрой и способствует профилактике нарушений письменной речи. К тому же, такие занятия очень нравятся детям, потому что они проходят в игровой форме, доставляют им радостьи создают хорошее настроение.