Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Логоритмика как один из эффективных методов профилактики дисграфий разного вида

Дата: 18 мая 2022 в 12:32

ЛОГОРИТМИКА КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ

ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИЙ РАЗНОГО ВИДА

Письменная  речь  и  устная  находятся  друг  с  другом  в  относительно  сложных  взаимоотношениях.  С  одной  стороны,  они  теснейшим образом между собой связаны. Но их единство включает и очень существенные различия. Знаки письменной речи  –  буквы  –обозначают звуки устной речи. В настоящее время  отмечается стойкая  тенденция  увеличения  числа  дошкольников  с  нарушениями  речевого  развития.  А  у школьников  встречаются  различные  формы  нарушения  процесса письма.  Все  эти  дети  нуждаются  в  логопедических  занятиях  по

коррекции  речи  и  профилактике  дисграфии.  Для  устранения  нарушений письма необходима единая система коррекционного воздействия, учитывающая  механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности детей. Логоритмика  –  один из методов  профилактики дисграфий разного вида. Основа логоритмики  –  синтез слова и действия в сочетании  с  музыкой.  Организация  специальных  логоритмических  и музыкально-двигательных  занятий  в  детском  саду  способствует развитию и коррекции двигательной сферы детей, сенсорных про-цессов.  Занятия  логоритмикой  влияют  на  общий  тонус,  на  мото-рику,  способствуют  тренировке  подвижности  нервных  центров ЦНС  и  активизации коры  головного  мозга  лиц  с  расстройствами речи,  содействуют  устранению  речевого  нарушения.

Основными задачами логоритмики являются:

  • устранять скованность, воспитывать свободу движений,
  • учить слушать музыку, различать темпы мелодий,
  • формировать  правильную  осанку  и  умение  ориентироваться в пространстве,

  развивать:

  • координацию движений,
  • артикуляционный аппарат,
  • физиологическое дыхание,
  • фонематический слух.
  • выразительность, силу голоса,
  • мелкую моторику и точность движений.
  • психические  процессы  (внимание,  восприятие,  мышление, память).

Занятия  логоритмикой  можно  начинать  уже  с  ясельного  возраста, как только ребенок начинает произносить слоги. Например, произведения  Е. Железновой могут быть полезны  молодым  мамам  в домашних условиях, когда мама держит малыша на коленях, поет простые и понятные ребенку  песни,  выполняя  несложные  движения  руками  малыша.  Ребенок  начинает  ощущать  пульс  музыки,  чувствовать  ритмичные движения своих рук в руках мамы, а затем подпевает маме слоги. Начинать заниматься  логоритмикой лучше дома,  так как необходимо дать малышу возможность спокойно освоить основные движения и научиться слушать музыку.

Включение  в  работу  произведений  Анищенковой  Е.С.  значительно повышает интерес детей к  занятиям и развивает их двигательную и речевую активность.

«Кот Василий»

В подполе шуршали мыши,

Кот Василий спал на крыше,

«Не хочу ловить мышей!

Жалко бедных малышей!

Птичек тоже жалко мне!

Съем сметанку я во сне!»

сгибать руки  в  локтях,  совер-шать  поочередно  действия, имитирующие  действия  робота  или  Буратино.  Тескт произносить  скандировано  и четко

«На море»

На море штиль и тишина,

Одна лишь лодочка видна,

Вдруг появляется волна,

Волна прозрачна, зелена,

Качает лодочку она…

совершать  руками  плавные встречные  движения,  имити-руя движения рук дирижера в оркестре

В детском саду логоритмическая деятельность построена с соблюдением  тематического  принципа  планирования,  подчинена единому сюжету с включением различных игр (речевых, пальчиковых,  подвижных).  Речевой  материал  предварительно разучивается  воспитателем  и  учителем-дефектологом.  Необходимым  условием  получения  хорошего  результата  является взаимодействие всех специалистов и родителей.

Речевые, пальчиковые игры, динамические  паузы педагоги могут использовать  в  своей  общей  образовательной  деятельности.  Их можно  предлагать  и  родителям  в  качестве  рекомендаций  для  закрепления дома. Именно в игре создаются ситуации, которые активизируют речь ребѐнка, обогащают сенсорный опыт.

Логоритмические (речевые) игры  –  это речевые упражнения, в которых восприятие стиха происходит через зрение, слух, ощущения.  Это  игры,  цель  которых  развитие  правильной  речи  детей, расширение  словарного  запаса  и  изучения  грамматики.  Ребѐнок одновременно хорошо выполняет сразу несколько дел: выполняет игровые  движения  палочками,  пальцами  или  руками;  проговари-вает текст, используя при этом различные интонации голоса; слушает свою речь, различая  тембры голоса; координирует свои движения; организует свои действия с действиями партнѐра по игре,  при этом развивает коммуникативные навыки. Вот сколько педагогических задач решается в одной маленькой речевой игре!

Игры с палочками  (методика  И.Г. Галянт)  –  один  из  приемовпрофилактики акустической дисграфии. Игры с палочками развивают фонематические процессы, также решают комплекс педаго-гических задач, связанных с развитием речевых интонаций голоса, чувства ритма, развитием координации движений, мелкой и круп-ной моторики, а также творческих способностей у детей дошкольного  возраста.  Кроме  того,  игры  с  палочками  дают  возможность интегрировать  несколько  видов  деятельности,  что  является  акту-альным в период дошкольного детства для гармоничного и  целостного развития детей.

Игра с палочками «Хвалебная» (И.Г. Галянт)

Это кто у нас хорошенький?  стучать одновременно двумя

Это кто у нас пригоженький?  палочками по полу

Кто на мамочку похоженький?

Кто на папочку похоженький?

Я хорош и пригож  стучать поочередно правой и ле-вой

И на мамочку похож!  палочками по полу

Я хорош и пригож

И на папочку похож!  

Ритмичные удары палочками подготавливают детей к умению чувствовать  метр  и  ритм  музыки.  Манипулируя  палочками,  дети изобретают  способы игры,  прислушиваются  к  различному  звучанию, тем самым развивая фонематические процессы.

Игра «Делай как я».

Задача: учить детей реагировать на смену движений.

Педагог: «Делай как я».

Варианты игры:

  шагать палочками по полу «топ-топ»;

  стучать палочками «тук-тук»;

  стучать «шляпками» палочек;

  стучать основаниями палочек;

  перекатывать в ладошках, «греть» палочки;

  катать «колбаски» по полу;

  стучать палочками над головой;

  прятать палочки за спиной.

Педагог не меняет движение, пока все дети не включатся в игру. Важен не темп игры, а внимание и активность детей. Игра может  сопровождаться  звучанием  ритмичной  маршевой  или  танце-вальной музыки.

Развитие  фонематических  процессов  (различение  звуков  на слух) может также осуществляться на занятиях по слушанию музыки. Ведь  можно  учиться  слушать  не  только слова, слоги,  но  и музыку. Например, учиться различать на слух различные тембры, регистры,  темпы,  жанры.  Кроме  того,  такие  занятия  можно  ус-ложнить,  если  сопровождать  слушание  произведения  определенными,  соответствующими  образу  движениями  и  даже  слогами, словами.

Дети,  слушая  «Марш  гусей»  Б.  Канэда,  сначала  определяют маршевый характер музыки, затем, изобразив двух гусей согнутыми  кистями  рук,  начинают  активно,  в  такт  музыки,  изображать,  как маршируют  гуси.  Затем  можно  добавить  звуки  «га-га»  на  каждое движение  рук.  Получится  веселая  сценка  про  гусей,  которые  идут  маршем. Это очень нравится детям и одновременно развивает их.

Музыкальные  игры  –  это  игры,  развивающие  чувство  ритма, музыкальный  слух  и  память,  а  также  формирующие  образное мышление детей и навыки совместного творчества. А сами по се-бе занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных, познавательных, мотива-ционных систем, ответственных за движение, мышление, память.

Музыкальная игра «Колпак»(И.П.Равчеева)

Нужно прохлопать на текст стихотворения следующий ритми-ческий рисунок:

Колпак, мой колпак,

Треугольный мой колпак,

Если он не треугольный,

То это не мой колпак.

IIПI

ПППI

ПППП

П ППI

При  дисграфии  полезными  могут  быть  музыкально-ритмические  движения  (выполнение  детьми  под  музыку  определенных движений). Музыка пробуждает у детей светлые и  радост-ные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свобод-ных  движений,  от  сочетания  музыки  с  пластикой  тела  и  жестов.

Музыкально-ритмические  занятия  способствуют  развитию  пространственных  представлений.  В  такие  занятия  включаются  дви-жения из области физкультуры  (основные движения, простейшие гимнастические упражнения, упражнения с предметами, построе-ния – шеренга, колонна, круг). Широко используются элементы из области танца (народные хороводы, парные детские танцы, танцы с  игрушками),  сюжетно-образные  движения  (изображаются  движения животных, птиц, действия людей и т.д.).

А если в музыкально-ритмические движения  (например, в игровую гимнастику Е. Железновой) добавить логоритмику, то занятия становятся более качественными, потому что ребенок, выпол-няя какое-либо  движение, проговаривает вслух действие, рифмовку, счет и т.д. Популярностью пользуются комплексы гимнастики Е.  Железновой  «Поездка  в  лес»,  «Воробушки»,  «Музыкальный магазин» и т.д.

Практика  показала,  что  регулярная  логоритмическая  деятельность  способствует  развитию  речи  детей,  развивает  сенсорную сферу, двигательную активность, формирует положительный эмо-циональный  настрой  и  способствует  профилактике  нарушений письменной речи. К тому же, такие занятия очень нравятся детям, потому что они проходят в игровой форме, доставляют им радостьи создают хорошее настроение.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.