Консультация для воспитателей дошкольного образования
«Профилактика насилия в семье»
Список нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по противодействию насилия в семье:
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.
3.Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.
7. Уголовный кодекс Республики Беларусь.
8. Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 153–З «Об оказании психологической помощи».
10. Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII «О правах ребенка».
11. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (в редакции от 13 июля 2012 г. № 427-З).
12. Закон Республики Беларусь, № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
13. Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».
15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».
16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» (вместе с «Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания»).
17. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, 18 июня 2008 г., № 43/210/112/121/57 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г., № 18».
18. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, 28 июля 2004 г., № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите».
Что понимается под насилием в семье?
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»под насилием в семье понимаются умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.
К категории административных правонарушений, совершенных «в сфере семейно-бытовых отношений», могут быть отнесены следующие:
• умышленное причинение телесного повреждения (статья 9.1 КоАП);
• оскорбление (статья 9.3 КоАП);
• мелкое хулиганство (статья 17.1 КоАП).
Причины насилия в семье
Внешние причины – это те причины, которые зависят не столько от решений или поступков конкретного человека, сколько от сопутствующих явлений:
• распространение в обществе деструктивного поведения (в т. ч. алкоголизма, наркомании);
• стереотипы, так прочно укоренившиеся в нашем обществе – «Бьет – значит, любит!», «Бьют всех», «Стерпится - слюбится» и т. д.;
• влияние СМИ, постоянно демонстрирующих сцены насилия;
• убеждения некоторых религиозных течений, в том числе сект, где принято считать насилие обыденным явлением;
• традиционный взгляд на положение женщин, мужчин и детей, в котором подчеркивается, что мужчина – абсолютный глава семьи, который наделяется «исключительными» полномочиями;
• географические, экономические, политические факторы.
Внутренние причины – это те причины, которые зависят от конкретного человека, его жизненного и семейного опыта, психического здоровья, уровня самосознания, образования и культуры, наличия вредных привычек и образа жизни:
•• копирование модели взаимоотношений родителей, увиденной в детстве, а также стресс, полученный в результате неблагоприятной обстановки в семье;
•• недостаток любви в детстве может стать причиной агрессии;
•• генетически заложенный тиранический характер, врожденное стремление к власти и контролю над людьми в общем и партнером, в частности;
•• желание неуверенных в себе мужчин исключить возможных соперников своим тираническим поведением;
•• низкая культура поведения, непонимание потребностей партера во внимании, заботе, поддержке и взаимопонимании;
•• алкоголизм или наркомания одного или двоих членов семьи, когда человек, пребывав под воздействием тех или иных психотропных препаратов, вряд ли может поступать адекватно в какой-то конфликтной ситуации;
•• сложное экономическое положение, которое приводит к дополнительному напряжению в семье, а также усложняет процесс ухода жертвы от насильника, если совместное проживание далее становится невыносимым;
•• отклонения в психическом здоровье;
•• низкий образовательный и культурный уровень;
•• неудовлетворенность семейной жизнью.
Виды и признаки насилия в семье
Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся не только в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, но и умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение базовых потребностей: свободы, жилья, пищи, одежды и др.
Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.
Психологическое насилие – это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим, нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т п.
Экономическое насилие – это лишение человека ресурсов, необходимых для удовлетворения его материальных потребностей. Может проявляться в запрете обучаться, работать, лишении финансовой поддержки, полном контролем над расходами.
Мифы и реальность о домашнем насилии
1. Домашнее насилие, частное дело каждой семьи. Почему мы должны указывать людям, как им жить?
Этот миф может быть выгоден насильнику, вряд ли жертве. Иногда насилие приводит к смертельным исходам. Женщины или другие члены семьи, страдающие от различных видов насилия, часто скрывают, что с ними поступают жестоко. Это происходит не только из-за боязни ухудшить свое и без того сложное положение или страха стать объектом всеобщего обсуждения, а часто и осуждения. Это подрывает их веру в возможность защиты себя и в изменение своего бедственного положения.
2. Женщины и дети подвергаются насилию, потому что они плохо себя ведут.
Никто не заслуживает того, чтобы быть избитым. В случае возникновения конфликта есть масса способов его разрешения. Очень важно показать жертвам насилия: то, что случилось с ними не их вина. Наказан должен быть тот, кто совершал насилие.
3. Женщина сама дает повод для насилия, особенно для сексуального.
Этот миф широко распространен, и он может быть защитой для насильника. Жертва может чувствовать себя виноватой в том, что с ней произошло, но она никогда не хотела быть изнасилованной.
4. Домашнее насилие встречается только в семьях с низким уровнем жизни, где женщины мало образованы, не имеют высшего образования.
Опыт показывает, что избивают и женщин, делающих блестящую карьеру, и простых работниц, и домохозяек. Профессия и деловые успехи женщин не влияют на поведение их партнеров. Гендерное (половое) неравенство приводит к тому, что избиваемыми чаще всего оказываются женщины и дети.
5. Женщина всегда может уйти от избивающего ее мужа.
Существует масса причин, которые мешают женщинам уйти. Это может быть: боязнь оставить детей без отца, стыд за происходящее в семье, невозможность разменять квартиру, боязнь остаться без материальной поддержки, боязнь общественного осуждения в «разрушении семьи» и многое другое. Нет женщин, которые бы поджидая мужа с работы, с радостью бы думали: «Скорее бы пришел, скорее бы ударил!».
Те, кто придерживается этого мифа, просто бояться поднять эту проблему. И сваливают всю ответственность за происходящее на женщину.
6. Так уж предопределено биологически, что женщины слабые, а мужчины сильные. Отсюда и насилие. Как мы можем изменить природу?
Всем известно, что существуют сильные физически женщины и слабые физически мужчины. И наоборот. Мужчины и женщины рождаются с одинаковым набором чувств, эмоций, инстинктов.
Таким образом, насилие в семье не есть проявление «человеческой природы», а следствие социального воспитания.
7. Насилие прекратиться после того, как «мы поженимся»
Женщины думают, что мужчина прекратит контролировать, если они поженятся. Что, добившись своего, он успокоится и поверит, что она его любит, брак является наивысшим доказательством любви. Однако проблема в том, цикл насилия продолжается.
Механизм возникновения домашнего насилия
Механизм возникновения домашнего насилия строится, как правило, с начинающегося психологического давления:
Сначала идет психологическая атака. Постоянной критикой рано или поздно снижается до предельного уровня самооценка. Подрывается вера в себя. Потом закладывается чувство вины. После того, как жертва стала сомневаться в своих способностях и правильности своих действий, агрессор заставляет ее почувствовать себя ничтожеством и безмерно виноватым перед ним человеком. Подмена идеалов и слом личности. Деспот закладывает новую модель жизни. Он рассказывает, что такое хорошо, и что такое плохо. А жертва, обескураженная критикой и нападками, соглашается, потому что уже не знает, где истина. При этом агрессор старается вырвать ее из круга людей, способных отрезвить ее разум. Тем самым обеспечивает свою полную непобедимость и сохранение контроля над жертвой.
Стадии насилия в семье
При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием. Если конфликт – это конструктивное разрешение спора, то домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия. Наличие паттерна - важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье.
На начальной стадии происходит нарастание напряжения в семье. Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи.
Затем происходит насильственный инцидент - вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.
Со временем следует примирение. Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую (-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую (-его) в преувеличении событий. После этого наступает спокойный период в отношениях.
С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. К сожалению, однажды проявившееся насилие, вероятнее всего, повторится, и не раз. В этом главное отличие домашнего насилия от обычного межличностного конфликта. Стоит ли жертвовать своей личностью и жизнью даже для горячо любимого человека? Вряд ли! Домашнее насилие приходит в семейную жизнь незаметно, а остается надолго. Оно разрушает отношения супругов и травмирует психику детей. А еще — практически все случаи морального насилия со временем заканчиваются побоями.
Алгоритм действий в случае наличия насилия в семье (пакет безопасности)
Если вы живете вместе с человеком, который применяет насилие:
- Постарайтесь не изолировать себя от своего социального окружения, поддерживайте тесные отношения со своими друзьями (подругами), родственниками, соседями и т.п.;
- Обратите внимание на то, в каких случаях ваш партнер проявляет насилие с тем, чтобы предупредить такие ситуации заранее и обезопасить себя и детей;
- Старайтесь хранить предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия (нож и т.п.) в закрытых либо труднодоступных местах;
- Выучите наизусть телефоны милиции, кризисных комнат, соседей и друзей, к которым можете обратиться, будучи в опасности;
- Храните необходимые номера телефонов и документы в легкодоступном месте на случай, если придется срочно покинуть дом;
- Всегда носите с собой мобильный телефон либо телефонную карту при его отсутствии;
- Обязательно храните в безопасном месте сумку с одеждой, лекарствами, несколькими любимыми игрушками детей и другими вещами, которые вам обязательно понадобятся в случае кризиса;
- Старайтесь всегда иметь при себе некую сумму денег на непредвиденный случай либо надежных людей (друзей, родственников), храните отложенные вами деньги у себя;
- Определитесь с местом, где может быть оказана помощь вашим детям. Это может быть кризисная комната, ваши друзья либо соседи; научите детей тому, что в первую очередь они должны думать о своей безопасности;
- Обсудите со своими детьми поведение в момент опасности, отработайте специальные слова, которые будут означать, что дети должны позвать кого-то на помощь либо покинуть квартиру (дом);
- Убедите своих детей, что насилие ни в каком случае не может быть оправданным, никогда не думайте, что вы либо ваши дети являются причиной насилия. Потренируйтесь с детьми, как быстро покинуть квартиру (дом);
- Спланируйте, как и на каком общественном транспорте вы доберетесь до места, где будете чувствовать себя в безопасности, либо всегда имейте при себе деньги на такси;
- Во время назревания конфликта избегайте мест в доме, где есть предметы, которые можно использовать в качестве оружия (кухни, например), и одновременно будьте близки к выходу из квартиры (дома).
- В ситуации, если к вам применят насилие, покиньте квартиру.
Насилие в семье – куда обращаться?
Человек, подвергшийся домашнему террору впервые, в отчаянии – он не знает, куда идти и где искать защиту. Часто на руках маленький ребёнок или больные родственники, полная материальная зависимость от тирана и кажется, что ситуация безвыходная – даже уйти некуда. Для оказания социальной услуги временного приюта гражданам, пострадавшим от насилия в семье, в территориальных центрах социального обслуживания населения создается "кризисная" комната. "Кризисная" комната - специально оборудованное отдельное помещение, в котором созданы необходимые условия для безопасного проживания.
Специалистами государственного учреждения «ЛРТЦСОН» обеспечивается оказание социально-психологических услуг гражданам, пострадавшим от домашнего насилия.
Психологическое консультирование граждан, пострадавших от домашнего насилия, обеспечивается при очном обращении по адресу: г. Лила, ул. Варшавская, 4, кабинет 64, а также по телефону «Социального доверия» - 50-26-84.
В случае необходимости получения гражданами, пострадавшими от домашнего насилия, экстренной психологической помощи в нерабочее время (до 22.00), в том числе в выходные дни, можно обращаться по следующим телефонам:
+375 29 2684272 (январь, март, май, июль, сентябрь, ноябрь 2022 года)
+375 29 2879763 (февраль, апрель июнь август, октябрь, декабрь 2022 года).
Дополнительно сообщаем, что пострадавшие от домашнего насилия могут получить услугу временного приюта в «кризисной» комнате.
Телефон 50-26-84 или +375 29 2684272; +375 29 2879763.
Режим работы "кризисной" комнаты - круглосуточный. Услуга оказывается гражданам старше 18 лет и семьям с детьми территориальным центром по месту обращения независимо от места регистрации (места жительства).
Во время пребывания граждан в "кризисной" комнате бытовые и прочие условия их жизнедеятельности определяются по принципу самообслуживания. При заселении семьи с детьми уход за детьми осуществляется родителем.
В период пребывания в "кризисной" комнате питание граждан при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной (спонсорской) помощи, других источников, не запрещенных законодательством.
Срок пребывания в "кризисной" комнате граждан определяется в договоре и может быть продлен с учетом обстоятельств конкретной жизненной ситуации.
Для заключения договора оказания социальных услуг, граждане предоставляют письменное заявление и документ, удостоверяющий личность.
За оказанием данной услуги граждане обращаются в территориальный центр самостоятельно или по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, образования, внутренних дел, организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций.
В случае экстренной необходимости в получении услуги временного приюта, и отсутствия у гражданина документа, удостоверяющего личность, услуги оказываются на основании письменного заявления с последующим предоставлением документа, удостоверяющего личность, в течение 3 рабочих дней с даты подачи заявления.
Услуга предоставляется бесплатно.
За консультацией и конкретными видами помощи (временный приют, юридической, психологической и др.). Вы можете обратиться в территориальный центр социального обслуживания населения
ТАКЖЕ ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ
Общенациональная горячая линия
В Беларуси действует общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия 8-801-100-8-801. Время работы с 8.00 до 20.00. Звонок бесплатный только со стационарного телефона. Позвонить на горячую линию пострадавшим от насилия можно и с номера мобильного оператора. В этом случае абонент будет оплачивать звонок по тарифам соединения со стационарной сетью. Специалисты горячей линии помогут разобраться в ситуации и подскажут, где и как получить дальнейшую помощь.
В медицинские учреждения
по месту жительства и «снять» побои. В дальнейшем заключение врача может помочь Вам, если Вы решите наказать преступника.
В религиозные и общественные организации,
которые смогут выслушать Вас, дать совет и направить на путь решения проблемы.
В правоохранительные органы
по телефону 102 (круглосуточно). Помните, что Вы имеете право выбрать меру наказания в виде «штрафа» либо «лишения свободы».
МЕРЫ НАКАЗАНИЯ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ
предусмотрены в Республике Беларусь в соответствии с законодательством.
Против жизни и здоровья
убийство (ст. 139 УК);
умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК);
умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149 УК);
истязание (ст. 154 УК);
умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (ст. 9.1 КоАП);
Против половой неприкосновенности или половой свободы
изнасилование (ст. 166 УК);
насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);
Против личной свободы, чести и достоинства
незаконное лишение свободы (ст. 183 УК);
угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (ст. 186 УК);
оскорбление (ст. 9.3 КоАП);
мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП).
ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ - установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.
Защитное предписание может запретить:
предпринимать попытки выяснять место пребывания жертвы насилия в семье;
посещать места нахождения жертвы насилия в семье, если жертва временно находится вне совместного места жительства;
общаться с жертвой насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;
распоряжаться общей с жертвой насилия в семье собственностью.
Защитное предписание может предписать:
временно покинуть общее с жертвой насилия в семье жилое помещение.
Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), 9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.
Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.
Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.
Терпеть и скрывать насилие в семье или же обратиться за помощью – это личный Ваш выбор, но не стоит заблуждаться и рисковать своим здоровьем и здоровьем своих близких.
Методические рекомендации для педагогов
Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно педагог может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.
Эмоциональное состояние
- низкая самооценка, пассивность;
- сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
- беспокойство, повышенная тревожность.
- Депрессивные состояния, печаль.
Поведение
- оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
- несоответствуюшая возрасту ответственность;
- саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе).
- возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация.
Интеллект
- снижение или полная потеря интереса к происходящему в группе, к играм, к сверстникам;
- задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
- снижения познавательной мотивации;
- нарушения речевого развития,
- заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
- трудности запоминания, концентрации внимания.
Взаимоотношения с окружающими
- неумение общаться с людьми, дружить;
- стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
- требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
- агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
Физическое состояние
- маленький рост, недостаточный вес;
- гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
- психосоматические заболевания, неврозы;
- постоянный голод и/или жажда;
- мастурбация.
Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.
Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи ребенку, пострадавшему от жестокости и насилия
- Законы о защите прав ребенка.
- Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
- Учреждения оказывающие психологическую помощь детям номера “Телефонов Доверия”.
- Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
- Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
- Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
- Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
- Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать ребенка, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
- Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
- Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.
В случае выявления явных признаков
жестокого обращения с ребенком:
1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;
2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка;
Последовательность действий педагога
Постараться разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться. Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:
- в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
- в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
- в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
- на консультацию к психологу с целью:
- проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);
- организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;
- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.
Особенности поведения родителей или лиц их заменяющих, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку
- Противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее.
- Нежелание, позднее обращение за медицинской помощью или инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица.
- Обвинение в травмах самого ребенка.
- Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или преуменьшению.
- Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка.
- Невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком.
- Обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка.
- Рассказы о том, как их наказывали в детстве.
- Признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и пр.).
Психолого-педагогические правила
организации общения воспитателем и воспитанником
1. Будьте внимательны к детям, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания педагогов и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.
2. Обратите внимание на изменение работоспособности воспитанника (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ребенку. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.
4. Будьте объективны не только в оценке ребенка, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в группе. Для этого необходимо:
- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;
- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;
- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.
6. Искренне интересуйтесь жизнью своих воспитанников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!
Всем взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!
Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!