Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Использование потешек, считалок, колыбкльных для преодоления речевых нарушений

Дата: 16 февраля 2022 в 10:51, Обновлено 16 февраля 2022 в 16:04

Использование потешек, считалок, колыбельных для преодоления речевых нарушений

Устное народное творчество — это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, считалки, скороговорки бережно передавалось народом из уст в уста, от родителей к детям. Народные сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают своим весельем, волнуют глубиной мысли. Поэтичны и красивы наши народные песни: задушевные и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивают своих детей; веселые, шуточные песенки.
Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика.  Осутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет и упрощает речь, превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки об разны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации.

Устное народное творчество способствует развитию просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, норма отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Важно, чтобы ребенок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развить фонематический слух. Через народное творчество дети учаться играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед обучающимися откроется сила народного слова. творчество других народов.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Родовые корни многих форм детского фольклора уходят глубоко в историю. Все начинается с поэзии пестования — колыбельных песен, пестушек. Древнерусские слова "баять", "убаюкивать" означают говорить, уговаривать, заговаривать. Колыбельные песни — это заговоры, обереги, основанные на магической силе слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить. Народ создал множество песенок и потешек именно для эмоционального контакта с ребенком.

Баю-бай, баю-бай ты, собачка, не лай

Баю-бай, баю-бай, 
Ты, собачка, не лай, 
Белолапа, не скули, 
Мою Таню не буди.
Темна ноченька не спится,
Моя Танечка боится.
Баю-баю, баю-бай,
Ты собачка не лай.

Уж как сон ходил по лавке

Уж как сон ходил по лавке
Дрема по полу брела
Дрема по полу брела
К Маше нашей забрела
К ней в кроватку забрела,
На подушку прилегла.
На подушку прилегла,
Машу ручкой обняла.

ПРИГОВОРКИ

Приговорки — способ интимного общения с природой один на один. Приговорки нацелены на домашний быт, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено в них вниманием.

Приговорка своим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно относиться к каждому растению в лесу, в поле, в огороде. Для каждого растения существует свое определение, ласковое слово. Обратите внимание на звуковое подобие слов: "репка" — "крепка", "капуста" — "виласта" — "пудаста", объединяющее предмет с его необходимыми и желанными признаками. Так ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом видится профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.

Приговорки во время игр — это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастные случаи. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдать правила.

Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятные для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения.
 

Улитка, улитка, 
Высунь рожки — 
Дадим лепешки, 
Свиные ножки, 
Каши горшок, 
Хлеба ворошок!
Матушка репка, 
Уродись крепка, 
Ни густа, ни редка, 
До великого хвоста.
Земелюшка добра, 
Вырасти гриба — 
Гриба грибового, 
В бору борового.

ПРИБАУТКИ

Фольклорные прибаутки — небольшие стихотворения из двух—четырех, редко восьми строчек. Это красочные, яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице, обрисовано предельно кратко, только в главных, определяющих чертах.

Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя — коток, курочка — рябушечка.

Прибаутки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, объем, цвет и даже вкус.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться это смешное передавать в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки.


Из-за леса, из-за гор 
Едет дедушка Егор. 
Сам на лошадке, 
Жена на коровке, 
Дети на телятках, 
Внуки на козлятках.
Огуречик, огуречик, 
Не ходи на тот конечик — 
Там мышка живет, 
Тебе хвостик отгрызет.
На болоте стоит пень — 
Шевелиться ему лень. 
Шея не ворочается, 
А посмеяться хочется.

СКОРОГОВОРКИ

Не каждому из нас удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими фразами.

Скороговорка — веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет и обаяние. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном, осмысленном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно баловство, любимая игра в словотворчество.
Еще одна особенность скороговорки — ее сложная ритмика.

Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Скороговорка требует точной организации голосового хода, логического и орфографического ударения. Стихотворная ритмика организует четкость речи, не разрешает пропускать, менять звуки. Она служит организационным моментом и для дыхания: дает возможность сознательно его распределять, не прерывая доборами течение речи внутри строки, и пополнить только в конце после строки. Скороговорки нужны для развития фонематического слуха, формирования способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствует автоматизации звуков речи.

На былинке пылинка, 
Пылинка на былинке.
На былинке пылинка, 
Пылинка на былинке.

Был в саду переполох -

Там расцвел чертополох.

Чтобы сад твой не заглох,

Прополи чертополох.

 

Бык тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа тупа.

Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.

Валя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

ПОТЕШКИ

Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру.

В большинстве случаев потешки связаны с движениями, пляской и отличаются бодрым и жизнерадостным ритмом. Роль потешек - в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям. Потешки используются для пальчиковой гимнастики, например "Сорока-ворона", "Этот пальчик-дедушка", "Этот пальчик в лес ходил", что способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Лепим, лепим пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку,

Побежали в огород,

Там собрался весь народ,

Вот котёнку пирожок,

Вот утёнку пирожок,

И Серёжке на зубок.

***

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

 

***

Ушки-татушки, испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющий на тарелках),

На окно поставили (руки с определённым усилием опускаются на животик)

Остывать оставили (машем ручками)

А пшеничный пирожок — он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от животика до плеч)

Так высо-о-оконько-высок! (Ручки поднимаются к макушке)
 

СЧИТАЛКИ

Считалки — это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости — как бы сама судьба распоряжается распределением ролей.
Главная особенность считалки — четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова.


Тара-бара, 
Домой пора 
Коров доить, 
Тебе водить.

***

Кони, кони, кони, кони,

Мы сидели на балконе.

Чай пили, чашки били,

 По-турецки говорили.

 ***

Жили-были у жилета

Три петли и два манжета.

 Если вместе их считать,

 Три да два, конечно, пять!

 Только знаешь, в чём секрет?

У жилета нет манжет!

Считалки тесно связаны с играми.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Действия часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Так, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить на безоговорочное и точное выполнение правил.


Вам прислали сто рублей, 
Что хотите, то купите, 
Черный, белый не берите, 
"Да" и "нет" не говорите!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.