Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей

Дата: 28 января 2020 в 13:37, Обновлено 3 января 2022 в 20:28

Использование игр и игровых упражнений  в домашних условиях для развития речи детей

Вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Речь формируется постепенно. Шаг за шагом малыш учится говорить: сначала про­износить отдельные звуки и простые слова, затем связывать эти слова между собой, строить разные по сложности предложения и только потом — внятно и последовательно излагать свои мысли.

Период раннего детства является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток "годами чудес". Первые три года жизни ребенка — критический период для функции речетвор-чества: заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ре­бенок овладевает главными формами родного языка, накапливает значитель­ный словарный запас. Если в первые три года не уделить должное внимание речи ребенка, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:

  1. С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать пра­вильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода, при этом почаще давайте малышу возможность видеть ваше лицо, наблю­дать за вашей артикуляцией.
  2. Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: ваш малыш заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать.
  3. Говорите с ребенком медленно, короткими и доступными фразами, не пе­реходите на «детский язык», не допускайте «ненормативной лексики».
  4. Уделяйте ребенку побольше времени; почаще будьте рядом с малышом, в пределах его досягаемости, берите на руки: телесный контакт жизненно необходим.
  5. Каждый день читайте малышу; ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас почитать; не раздражай­тесь, если придется много раз читать одну и ту же книжку, которую ребенок особенно полюбил; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия.
  6. Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно.
  7.  Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отве­чайте на каждый детский вопрос.
  8. Не сравнивайте своего малыша с другими детьми.

Подводя итоги, можно сказать следующее:

Что бы вы ни делали, к чему бы вы ни стремились, как бы ни пoвepнулась  для вас жизнь - появление на свет вашего ребенка — это прежде всего второе рождение вас самого. Окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нем ваш    ребенок. Спешите это сделать, иначе вы рискуете опоздать на целую жизнь...

"ИГРОТЕКА В КРУГУ СЕМЬИ"

Вам предлагаются игры, которые помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге — сделать речь вашего ребенка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после оче­редного рабочего дня. Во время игры со словом учитывайте настроение ребен­ка, его возможности и способности. Играйте с ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

Что катится?

Эта игра познакомит ребенка с формой предметов. Организуйте веселую игру-соревнование — кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и... кубик. Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фи­гурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малы­ша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: "Шарик катится, а кубик нет". Обратите внимание ребенка на острые углы, кото­рые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте ша­рик и кубик. На рисунке они будут выглядеть просто как круг и квадрат. Поучите и малыша рисовать их.

Почтовый ящик

Подобрать фигуры: куб, цилиндр (или шар), треугольную призму, прямоуголь­ный брусок. Должно быть по 2—3 фигуры каждого вида.

Начинаем игру. Ребенку надо опустить письма (фигуры) в ящик, причем каж­дое письмо в свое отверстие. Не подсказывайте малышу, куда опустить письмо, пусть он пробует и ошибается, фигура сама поможет ему найти правильный вы­ход из каждой ситуации. Вам же остается следить, чтобы ребенок не протал­кивал фигуры в отверстия со всей силой, а перебирал возможные варианты, поворачивая фигуры сложной формы (призму, брусок) так, чтобы добиться со­ответствия разворота форме прорези. Когда все письма будут отправлены, их можно передать адресату — кукле или мишке или другой любимой игрушке.

Оденем кукол

Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.

Дайте ему две куклы (большую и маленькую) и два комплекта одежды. Maлыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть  он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь  куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно —   не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает   еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчер­кните: "Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой, большие туфельки — большой кукле, маленькие — маленькой". Чтобы усложнить зада­ние, достаточно сделать три куклы.

Магазин

(игра на развитие памяти)

Память малыша можно начинать развивать с помощью этой любимой всеми игры. Вы можете послать его в "магазин". Начинают с 1—2 предметов, постепен­но увеличивая их количество до 4—5. В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет под­бирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: "Булочная", "Молоко", "Игрушки" и т. д.

Шарик на горке

(игра на развитие мышления)

Приготовьте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставлен­ная под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку). Дайте ребенку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты. Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега. Можно провести эту игру и как соревнование (чей шарик точнее дока­тится до черты).

Угадай по описанию

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: «Это овощ. Он красный, круглый, сочный». (Помидор.) Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

Чего не стало?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рас­сматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Вспомни и покажи

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохлен­ного петуха и т. д.).

Цепочка действий

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить по-
следовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи
ее на середину стола".

ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА

(тренировка артикуляционного аппарата)

Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.

На лугу паслась корова — "Му-у-у, му-у-у". Полосатый шмель летел — "З-з-з, з-з-з". Летний ветерок подул — "Ф-ф-ф, ф-ф-ф". Колокольчик зазвенел — "Динь, динь, динь". Стрекотал в траве кузнечик — "Тр-р-р, тц-с-с". Еж колючий пробегал — "Пх-пх-пх". Птичка маленькая пела — "Тиль-ль,тиль-ль". И сердитый жук жужжал — "Ж-ж-ж,ж-ж-ж".

Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивай­тесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развива­ется постепенно и индивидуально.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

(тренировка артикуляционного аппарата)

Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.

Погулять язык собрался:

Открыть рот.

Он умылся,

Кончиком языка быстро провести по верхним зубам.

Причесался,                                                                                                                           

Несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть  
вперед и обратно спрятать.                                                                                                                           

На прохожих оглянулся,

Провести языкам по губам — "облизнуться".                                                               

Вправо, влево повернулся,

Повернуть язык в указанную сторону

Вниз упал, наверх полез, Опустить язык вниз и поднять вверх.

Раз — и в ротике исчез.

Спрятать язык во рту.

Не забывайте, что малыш воспринимает ваши действия зеркально, поэтому, произнося "влево", вам придется повернуть язык вправо и наоборот. Можно за­писать текст на магнитофон, тогда вы сможете полностью сосредоточиться на выполнении упражнения вместе с малышом. Можете придумать свою сказку про язычок с похожими движениями ("сладкое варенье"; "грибок" — язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается, так растягивается уздечка языка; "толчки в стенку" — язык упирается в щеку изнутри, вы немного давите на "шишечку", образовавшуюся на щечке снаружи).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.