Использование игр и игровых упражнений в домашних условиях для развития речи детей
Вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Речь формируется постепенно. Шаг за шагом малыш учится говорить: сначала произносить отдельные звуки и простые слова, затем связывать эти слова между собой, строить разные по сложности предложения и только потом — внятно и последовательно излагать свои мысли.
Период раннего детства является определяющим для становления речи. Не случайно психологи называют этот возрастной промежуток "годами чудес". Первые три года жизни ребенка — критический период для функции речетвор-чества: заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными формами родного языка, накапливает значительный словарный запас. Если в первые три года не уделить должное внимание речи ребенка, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые постараются соблюдать следующие правила:
- С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода, при этом почаще давайте малышу возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.
- Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: ваш малыш заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать.
- Говорите с ребенком медленно, короткими и доступными фразами, не переходите на «детский язык», не допускайте «ненормативной лексики».
- Уделяйте ребенку побольше времени; почаще будьте рядом с малышом, в пределах его досягаемости, берите на руки: телесный контакт жизненно необходим.
- Каждый день читайте малышу; ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас почитать; не раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же книжку, которую ребенок особенно полюбил; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия.
- Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно.
- Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
- Не сравнивайте своего малыша с другими детьми.
Подводя итоги, можно сказать следующее:
Что бы вы ни делали, к чему бы вы ни стремились, как бы ни пoвepнулась для вас жизнь - появление на свет вашего ребенка — это прежде всего второе рождение вас самого. Окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. Спешите это сделать, иначе вы рискуете опоздать на целую жизнь...
"ИГРОТЕКА В КРУГУ СЕМЬИ"
Вам предлагаются игры, которые помогут вашему ребенку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге — сделать речь вашего ребенка богаче и разнообразнее. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи. В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Во время игры со словом учитывайте настроение ребенка, его возможности и способности. Играйте с ребенком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
Что катится?
Эта игра познакомит ребенка с формой предметов. Организуйте веселую игру-соревнование — кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и... кубик. Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: "Шарик катится, а кубик нет". Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и кубик. На рисунке они будут выглядеть просто как круг и квадрат. Поучите и малыша рисовать их.
Почтовый ящик
Подобрать фигуры: куб, цилиндр (или шар), треугольную призму, прямоугольный брусок. Должно быть по 2—3 фигуры каждого вида.
Начинаем игру. Ребенку надо опустить письма (фигуры) в ящик, причем каждое письмо в свое отверстие. Не подсказывайте малышу, куда опустить письмо, пусть он пробует и ошибается, фигура сама поможет ему найти правильный выход из каждой ситуации. Вам же остается следить, чтобы ребенок не проталкивал фигуры в отверстия со всей силой, а перебирал возможные варианты, поворачивая фигуры сложной формы (призму, брусок) так, чтобы добиться соответствия разворота форме прорези. Когда все письма будут отправлены, их можно передать адресату — кукле или мишке или другой любимой игрушке.
Оденем кукол
Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.
Дайте ему две куклы (большую и маленькую) и два комплекта одежды. Maлыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно — не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчеркните: "Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой, большие туфельки — большой кукле, маленькие — маленькой". Чтобы усложнить задание, достаточно сделать три куклы.
Магазин
(игра на развитие памяти)
Память малыша можно начинать развивать с помощью этой любимой всеми игры. Вы можете послать его в "магазин". Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4—5. В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: "Булочная", "Молоко", "Игрушки" и т. д.
Шарик на горке
(игра на развитие мышления)
Приготовьте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку). Дайте ребенку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты. Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега. Можно провести эту игру и как соревнование (чей шарик точнее докатится до черты).
Угадай по описанию
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: «Это овощ. Он красный, круглый, сочный». (Помидор.) Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
Чего не стало?
На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.
Вспомни и покажи
Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т. д.).
Цепочка действий
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить по-
следовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи
ее на середину стола".
ИГРЫ ДЛЯ ЯЗЫЧКА
(тренировка артикуляционного аппарата)
Читая стихотворение, произносите выделенные слова вместе с малышом.
На лугу паслась корова — "Му-у-у, му-у-у". Полосатый шмель летел — "З-з-з, з-з-з". Летний ветерок подул — "Ф-ф-ф, ф-ф-ф". Колокольчик зазвенел — "Динь, динь, динь". Стрекотал в траве кузнечик — "Тр-р-р, тц-с-с". Еж колючий пробегал — "Пх-пх-пх". Птичка маленькая пела — "Тиль-ль,тиль-ль". И сердитый жук жужжал — "Ж-ж-ж,ж-ж-ж".
Малыш может сначала слушать, потом попытается повторять, не добивайтесь сразу точного воспроизведения звуков: артикуляционный аппарат развивается постепенно и индивидуально.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА
(тренировка артикуляционного аппарата)
Сядьте напротив ребенка и, произнося соответствующие слова, выполняйте описанные действия. Малыш сначала смотрит, затем пытается повторить.
Погулять язык собрался:
Открыть рот.
Он умылся,
Кончиком языка быстро провести по верхним зубам.
Причесался,
Несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть
вперед и обратно спрятать.
На прохожих оглянулся,
Провести языкам по губам — "облизнуться".
Вправо, влево повернулся,
Повернуть язык в указанную сторону
Вниз упал, наверх полез, Опустить язык вниз и поднять вверх.
Раз — и в ротике исчез.
Спрятать язык во рту.
Не забывайте, что малыш воспринимает ваши действия зеркально, поэтому, произнося "влево", вам придется повернуть язык вправо и наоборот. Можно записать текст на магнитофон, тогда вы сможете полностью сосредоточиться на выполнении упражнения вместе с малышом. Можете придумать свою сказку про язычок с похожими движениями ("сладкое варенье"; "грибок" — язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается, так растягивается уздечка языка; "толчки в стенку" — язык упирается в щеку изнутри, вы немного давите на "шишечку", образовавшуюся на щечке снаружи).