Использование информационно-коммуникационных технологий
для развития речи детей
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка — дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи грамматические ошибки, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.
Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Использование презентационных инструментальных средств позволяет нам, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.
Применение ИКТ усиливает:
- Положительную мотивацию обучения.
- Активизирует познавательную деятельность детей.
Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);
обеспечивает наглядность.
Использование информационно-коммуникационные технологий по развитию речи включают в себя:
· Система мультимедийных презентаций
· Компьютерные игры
Система мультимедийных презентаций одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. Наиболее доступным средством для создания собственных компьютерных 12 обучающих продуктов является программа PowerPoint – мастер создания презентаций. Педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия, его логической структурой. В процессе работы мною созданы презентации "Мебель", "Дом и его части", "Перелётные птицы", "День защитника отечества", "Транспорт" и т.д.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики:
подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшео развития ребенка; - делать "видимыми" проблемы развития ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
- посмотреть на работу педагога с позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и навыками.
Успешному обучению детей чтению, письму и профилактике дисграфии способствует "виртуальная" школа "Уроки мудрой Совы" , "Лунтик".
Программно-методический комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе "Учимся с Логошей". Так, изучая звук [А], дети вместе с Логошей учатся выделять его в ударной и безударной позициях, подбирают слова и картинки к заданным схемам, анализируют написание буквы А. Специализированная компьютерная логопедическая программа "Игры для Тигры" позволяет работать с детьми по следующим направлениям: "Фонематика", "Просодика", "Лексика", "Звукопроизношение".
Компьютерная игра "Развитие речи. Учимся правильно говорить" является образовательным ресурсом для индивидуальных и подгрупповых занятий по развитию фонематического слуха, темпо-ритма, лексико-грамматического строя речи и связной речи. Включает в себя следующие разделы: "Неречевые звуки", "Звукоподражание", "Речевые звуки", "Развитие связной речи".
Раздел "Неречевые звуки" представлен видеорядом, состоящим из серии тематических и сюжетных иллюстраций, и экспериментальных заданий, которые можно использовать при изучении лексических тем "Профессии", "Транспорт", "Наш дом", "Зима", "Весна", "Лето", "Осень. Педагог, используя представленные иллюстрации, может проводить лексическую работу по уточнению, расширению и закреплению словарного запаса детей и грамматического строя речи.
Раздел "Речевые звуки" представлен мультимедийными играми-заданиями двух типов. К первому типу относятся задания "Услышь звук У", "Услышь звук А", и. т. п. Ко второму типу заданий относятся задания "Определи место звука У в слове", "Помести картинки в ящики. Звуки А, У", "Помести картинки в корзины. Звуки А, У, О", игра "Кто это? Что это?", "Сосчитай звуки", и т. п.
Таким образом информационно-коммуникационные технологии являются эффективным средством коррекции речевых нарушений. Они активно применяются как в индивидуальной работе с детьми, так и с группой детей.
Необходимо помнить, что при использовании ИКТ следует соблюдать СанПиН, где определены требования к размеру экрана, высоте установки, расстоянию между ребенком и монитором, а также к длительности и частоте занятий.