Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - одно из условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а так же на его деятельности в различных ее формах.
Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по части упорядочения и развития речи ребенка имеет колоссальное значение для всей последующей жизни. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка.
Усвоение родного языка имеет огромное значение для развития мысли, для познания окружающей жизни, для усвоения знаний и овладения культурными ценностями, созданными народом.
Маленькие дети еще не владеют всеми звуками, поэтому шепелявят, картавят, однако к 5-6 годам они начинают уже чисто произносить все звуки. Для предупреждения возможных расстройств речи (возрастных или некоторых патологических) не нужно ждать, когда ребенку исполнится 5 лет, когда уже устоится речь (вместе с дефектами) необходимо обращаться к специалистам – учителям-дефектологам, неврологам и др. Так же следует реально оценивать состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает речь.
Слышит ребенок речь правильную, отчетливо ясную и невольно воспринимает ее, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки.
Воспринимает ухо ребенка какой-нибудь извращенный диалект, то или другое местное наречие, и так же незаметно последнее становится его второй натурой. С недостатками речи трудно впоследствии бороться, как в школе учителям так и ему самому. Потому-то и так важно, что, и в каком виде воспринимает слух ребенка, в первые наиболее восприимчивые годы его жизни.
В дошкольные годы, дети усваивают родной язык с характерным для них построением фраз, особенностями выражений, звукопроизношения, интонаций. Если сравнить речь 3-х летнего ребенка с речью 7-летнего, станет ясно, какой большой путь проходит ребенок в развитии речи на протяжении нескольких лет.
Дети должны научиться чисто произносить все звуки, внятно, с правильным ударением произносить каждое слово, узнать названия окружающих предметов, явлений, качеств, действий, чтобы возможно понятливее для других, выражать свои мысли. Речь детей должна быть грамматически правильна, свободна от грубых слов и выражений. Поэтому говорить с детьми надо обыкновенным, нормальным языком, но языком простым и главное - говорить медленно, ясно и громко.
Взрослым нужно следить за своей речью не только в беседе с детьми, но и в разговорах между собой и в присутствии детей. Много значит когда в семье дружные отношения, разговаривают все спокойно, вежливо, ласково и ребенок не слышит грубого слова. Упростить первые благие навыки в деле развития речи детей, конечно, обязанность прежде всего матери. Но воспитание детей - дело трудное; многому надо учиться, многое понять, продумать, прежде чем браться за него.