Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Профилактика речевых нарушений

Дата: 27 мая 2021 в 00:45, Обновлено 27 мая 2021 в 19:41

Профилактика речевых нарушений

Разнообразные недостатки речи у малышей (неправильное звукопроизношение, крикливый, грубый голос, слишком быстрый или медленный темп, заикание и пр.) с течением времени закрепляются, и их бывает очень трудно искоренить. Поэтому необходимо вовремя предупредить возникновение всякого рода речевых дефектов.
Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от состояния психики и органов, с помощью которых она осуществляется.
Очень важно оберегать детей от ушибов головы, от простуды уха, горла. Вместе с тем нельзя изнеживать их излишним укутыванием, так как этим снижается сопротивляемость организма неблагоприятным условиям.
      Дети любят засовывать в уши, нос мелкие камешки, горошинки и т.п. Надо следить за детьми и не допускать подобных «развлечений». Важно приучать детей с малых лет полоскать рот после еды, чистить зубы, чтобы во рту не размножались бактерии, которые разрушают зубы и могут перейти по имеющемуся проходу в ухо.
     Надо щадить слух ребенка, оберегать его от резких или слишком громких звуков, от постоянного шума. Даже когда ребенок крепко спит, шум и крики как физиологически слишком сильные раздражители притупляют его слух.
Если родители заметят, что ребенок часто переспрашивает, иногда неправильно понимает сказанное, поворачивается к говорящему одним ухом, быстро утомляется от слушания сказок, рассказов и к тому же плохо говорит (особенно, если искажает звуки с, з, ц, ш, щ, ж, ч, смешивает звонкие согласные с глухими, путает слова), то обязательно надо обратиться к врачу — своевременное лечение почти всегда приносит исцеление

Зачастую причина формирования речевых нарушений обусловлена аномалией зубочелюстной системы.  К вредным привычкам, нарушающим естественное развитие челюстно-лицевой области ребенка, относятся: сосание пальцев, языка, различных предметов, прикусывание губ и щек, привычка к ротовому дыханию, прокладывание языка между зубами при глотании и речи, неправильная речевая артикуляция, а также неправильные позотонические рефлексы — нарушение осанки, подкладывание кулачка под щеку и запрокидывание головы во время сна. Результатом подобных привычек являются недоразвитие нижней челюсти, сужение и деформация зубных дуг, открытый прикус и т.д

В случае искривления у ребенка челюстей и неправильного расположения зубов необходимо до 5 лет обратиться к врачу-ортодонту. Он путем регуляции и других приемов выровняет неправильный прикус.
        Важно своевременно лечить или удалять разращение аденоидов, лечить болезни, затрудняющие дыхание: они не только препятствуют развитию нормального произношения, но нередко вызывают ночные страхи, приводящие к заиканию.
Избавление ребенка от анатомических дефектов не только улучшит его речь, процессы питания (жевание, глотание), дыхания, но и благотворно скажется на выражении его лица.
      Чтобы предупредить расстройство голоса у детей, родители должны следить, чтобы дети не перенапрягали голосовые связки — не кричали, не пели слишком громко, особенно на очень высоком тоне, не выходили разгоряченными на мороз, не пели на холоде. Надо также помнить, что пыльный, прокуренный воздух вызывает заболевание голосовых связок. Пренебрежение этими требованиями приводит к тому, что из мелодичного, звонкого голос ребенка становится глуховатым, сиплым, маловыразительным. Хрипота голоса обычно возникает в результате простуды. Если домашними средствами (тепло, укутывание горла, горячее молоко, чистое или с медом, согревающий компресс и т.п.) в течение недели хрипота не устраняется, во избежание перехода ее в хроническую обязательно надо обратиться к врачу. Во время хрипоты нельзя позволять ребенку много, тем более громко говорить, следует запретить пение, декламацию и т.п. При появлении хриплого (обыкновенно сиплого) голоса, вызванного перенапряжением голосовых связок, необходимо показать ребенка врачу и строго следовать его указаниям.
    Было бы ошибочно, прочитав предыдущие строки, думать, что при любых дефектах в органах речи обязательно пострадает сама речь. Часто этого не бывает — органы речи приспосабливаются к правильным движениям. Но все же дефекты этих органов, особенно резкие, очень мешают как естественному 
развитию речи, так и устранению ее недостатков. Поэтому необходимо сделать все, чтобы их ликвидировать, и чем раньше, тем лучше.
     Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. Нервная система у детей находится еще в стадии развития, нежна, хрупка и не выдерживает сильных нагрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать от психических и физических травм, неудержимо бурных проявлений гнева и радости, пребывания среди нервных, беспокойных или заикающихся детей.
     Нельзя баловать детей, потакать их капризам. Не встречая ни в чем отказа, они становятся все более требовательными, непослушными, слабовольными. К детям надо относиться ровно, спокойно, предъявляя им разумные требования, которые они в состоянии выполнить. Надо умело, систематически и настойчиво воспитывать у них сознательную дисциплину, выдержку, собранность. Если сын начал складывать из кубиков картинку или рисовать ее, пусть доведет это до конца, не отвлекаясь другим; не следует прерывать выполнение им какого-либо дела или поручения новым поручением или делом, одергивать его то и дело, допекать разными замечаниями, хотя бы и полезными. Правильное воспитание обеспечивает устойчивость нервной системы против неблагоприятных воздействий на нее и поэтому предохраняет ребенка от развития у него нервной, торопливой, невнятной речи, от заикания.
     Нередко матери, в угоду своему материнскому тщеславию, излишне часто и вопреки желанию ребенка демонстрируют его речевые и умственные способности перед родными и знакомыми. Отрывая ребенка от игры или интересного занятия, мать заставляет его декламировать (не всегда требуя при этом достаточной выразительности и чистоты речи) длинные стихотворения, рассказывать сказки. Нередко родители понуждают ребенка слишком много заучивать наизусть, выступать с декламацией на разного рода детских и недетских праздниках. Это перегружает его нервную систему, истощает речевые возможности, утомляет речевые механизмы, в результате чего может развиться заикание или торопливая, невнятная и невыразительная речь. Иногда же такие частые выступления надоедают ребенку, раздражают его, он отказывается вообще заучивать наизусть и даже избегает слушать чтение и рассказы старших.
     По-видимому, чаще, чем мы полагаем, заикание появляется в результате возникшего чувства страха. Поэтому надо зорко следить, не испытывает ли ребенок страха. Но не всегда удается вовремя заметить скрытый страх, тайную тревогу или беспокойство, тем более разгадать причину их. В этом случае помогает внимательное отношение к поведению ребенка (он неохотно идет в темную комнату или в переднюю, на даче вечером — на веранду или в сад, боится собак и т.п.). Во всех случаях страха, явного и тайного, необходимо выяснить причину его и постараться или устранить ее (например, не рассказывать на ночь страшных сказок, волнующих историй), или показать ребенку, что в том, что он считает непонятным, таинственным и страшным, на самом деле ничего таинственного и страшного нет. Ирония, насмешка, как и выговоры, наказания здесь мало помогают, а иногда еще больше усиливают чувство страха. Любовно, без насилия, осторожно и постепенно надо приучать ребенка преодолевать свой страх. Малыш боится оставаться один в комнате — наведывайтесь к нему, боится спать в темной комнате — на первых порах приоткрывайте дверь в нее, постепенно все меньше и меньше, боится домашних животных — при ребенке подойдите к ним, покормите с рук, понаблюдайте игру котят, щенков, козлят и пр.
     Как быть с детьми-левшами? Нужно ли переучивать их? Конечно нужно, потому что вся окружающая нас обстановка, предметы обихода, орудия труда и т.д. приспособлены к тому, что люди действуют главным образом правой рукой. Чем раньше начать переучивание, тем успешнее будут результаты. Но делать это надо очень осторожно, мягко, любовно, без принуждений, тем более без угроз и наказаний. Известно немало случаев, когда в результате насильственного переучивания левши (вплоть до привязывания во время еды левой руки к туловищу или спинке стула) ребенок терял способность говорить и начинал заикаться. Если же ребенку разрешалось действовать левой рукой, речь у него восстанавливалась. Примечательно, что когда ребенок сам начинает овладевать правой рукой, "чтобы быть таким, как все", то это добровольное переучивание не вредит речи.
     Попутно коснемся вопроса о возрасте, в котором следует начинать обучение иностранному языку. Многие родители стремятся обучать своих детей иностранным языкам уже с дошкольного возраста. Они придерживаются распространенного мнения, что в раннем возрасте дети легко овладевают языками. Языки отличаются друг от друга многими особенностями (сходные звуки звучат по-иному, имеются звуки, отсутствующие в других языках, предложения строятся по другим законам и т.д. и т.п.). Поэтому при одновременном изучении нескольких языков еще не закрепившиеся звуки родного языка могут под влиянием иностранного языка подвергаться искажению, то же может произойти и со структурой предложения; возможно и затруднение в понимании родного языка, смешение словаря и т.п. Вот почему к обучению ребенка иностранному языку надо подходить осторожно. Как правило, это обучение следует начинать лишь тогда, когда ребенок уже достаточно хорошо овладел родным языком, примерно в шестилетнем возрасте. Допускается небольшое отступление от этого возраста в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка (крепкое здоровье, хорошие способности). Здесь важен и умелый подход учителя, родителей, предупреждающий отмеченные выше трудности.


 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.