Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Принципы и критерии успешной адаптации детей к детскому саду

Дата: 2 сентября 2020 в 09:59, Обновлено 18 мая 2021 в 19:36

Принципы и критерии успешной адаптации детей к детскому саду

Принцип гуманизма как основополагающий. Суть его в том, чтобы не навредить ребёнку, относиться к нему как к безусловной ценности. Принимая во внимание, что приход ребёнка в дошкольное учреждение – ситуация стрессовая, необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. От взрослых требуется спокойствие, уравновешенность, непротиворечивость в своих действиях и словах, которые могут причинить ребёнку страдания, дезориентировать его, вызвать неприятные ощущения. Требования должны быть посильными и развивающими.

Принцип природосообразности и индивидуализации предполагает учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей в организации процесса адаптации; учёт их индивидуального опыта поведения и общения, потребностей, привычек, желание и т.д. Взрослые выстраивают линию своего поведения с ребёнком, двигаясь прежде всего от ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности означает, что посредством внимания к ведущим направлениям развития ребёнка (физическому здоровью, психологическому комфорту и социальному благополучию) достигается гармоничность его развития.

Принцип индивидуального подхода в создании специальных условий для деятельности и общения с ребёнком предполагает, что взрослые овладевают методами и приёмами психолого-педагогического воздействия в зависимости от характера поведения ребёнка, ибо главная цель – его радостное, бодрое состояние и настроение, развитие его как субъекта деятельности и общения.

Принцип взаимодействия семьи и дошкольного учреждения акцентирует внимание на повышении роли семейного воспитания в развитии и воспитании ребёнка, установлении партнёрских отношений "семья –  учреждение дошкольного образования", взаимодополнений усилий учреждения адекватными усилиями семьи, и наоборот.

Принцип профессионального сотрудничества означает согласованность усилий, знаний, умений и навыков педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя в работе с детьми, группой, их функциональных прав и обязанностей.

Принцип анализа и самоанализа (рефлексивный принцип) предполагает своевременный контроль над эффективностью профессиональных действий, процесса адаптации в целом, за личностным ростом участников взаимодействия.

Для того, чтобы контролировать процесс адаптации ребёнка (детей) к дошкольному учреждению, педагогу-психологу, необходимо ориентироваться в этом на определённые критерии, соответствующие показателям успешности – неуспешности протекания адаптационного процесса. Для понимания критериев педагогу-психологу, воспитателю, родителю необходимо обладать достаточно развитой наблюдательностью и умением анализировать наблюдаемое.

В практике работы с детьми в период привыкания к дошкольному учреждению возможны следующие критерии процесса адаптации:

  • состояние здоровья ребёнка (удовлетворительное или неудовлетворительное);

  • аппетит (хороший или плохой);

  • сон (засыпание быстрое, сон спокойный и крепкий, пробуждение с хорошим настроением или нет);

  • двигательная активность (подвижный, активный или скованный, пассивный);

  • взаимоотношения со взрослыми и сверстниками (легко идет на контакт, есть интерес к общению, отсутствует агрессивность или контакты затруднены);

  • деятельность (часто занят, даже увлечен, деятельность содержательная, активен в режимных моментах или пассивен и равнодушен);

  • речь (инициативная, ответная или отсутствует);

  • эмоциональный тонус (позитивный или негативный);

  • желание – нежелание идти в детский сад;

  • суждения родителей о состоянии и поведении ребёнка в семье (оптимистичные, заинтересованные или тревожные, негативные).

Для получения объективного и глубокого представления о состоянии ребёнка в адаптационный период необходимо использовать диагностические процедуры. К ним относятся:

  • включённое наблюдение за поведением ребёнка во время игр, занятий, прогулок, приёма пищи и т.д.;

  • игровая диагностика;

  • рисуночные, проективные тесты и тексты;

  • опрос родителей, воспитателей.

Об ухудшении эмоционального состояния ребёнка могут свидетельствовать следующие признаки:

  • плач (часто, без причин);

  • замкнутость;

  • скованность, напряжение, пассивность в поведении;

  • негативное отношение к взрослым, протестное поведение, нежелание с ними контактировать;

  • агрессивное отношение к сверстникам (драчлив, обидчив);

  • нежелание на кого-либо смотреть, вслушиваться в обращение взрослого, реагировать на его уговоры, просьбы;

  • беспорядочное движение рук и ног (суетлив, нервничает);

  • нарушение сформированных умений (не делает то, что умеет);

  • проявление невротических привычек (сосание пальца, раскачивание и т.д.);

  • потеря аппетита (отказ от пищи, возможна рвота);

  • нарушение сна (долго не засыпает, часто просыпается);

  • склонность к частым заболеваниям хронического характера.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.